Политика
December 22, 2023

Расширение к Украине и соседям России существенны для европейского проекта, но посылает Балканам очень разочаровывающий сигнал

Существует десяток стран, стучащих в дверь Евросоюза, чьи процессы о вступлении находятся на различных стадиях. На Европейском совете на прошлой неделе руководители 27 стран-членов согласились открыть переговорный процесс по вступлению Украины и Молдовы, предоставив Грузии статус страны-кандидата.

Желание о вступлении этой тройки бывших советских республик спровоцировало вторжение России на Украину в феврале 2022 года. Захваченная страна подала заявку на вступление в тот же месяц, в то время как Молдова и Грузия сделали это на следующий месяц. В июне того года был предоставлен статус кандидата Украине и Молдове, пока Грузия ожидала до декабря 2023 года.

Некоторые процессы растянулись почти на два десятилетия. Или даже на три, как в случае с Турцией, которая подала заявку тогда в Экономическое европейское сообщество в 1987 году, получила статус кандидата в 1999 и начала переговоры в 2005. "В результате продолжающегося регресса Турции в области демократии, верховенства закона и основных прав переговоры о вступлении между ЕС и Турцией зашли в тупик в июне 2018 года", - говорится на сайте Европейского совета.

И, наоборот, вступление стран Западных Балкан посчиталось приоритетным результате распада Югославии в начале 1990-х годов. Из семи стран, составляющих этот региональный блок, только Хорватия входит в ЕС (вступила в 2013), четыре находятся на стадии переговоров - Северная Македония (кандидат с 2005), Черногория (с 2010), Сербия (2012) и Албания (2014), - в то время как Босния-Герцеговина имеет статус кандидата с прошлого года, а Косово - это очень индивидуальный случай. Этот потенциальный кандидат на вступление, чья заявка была подана год назад, не признаётся ни Сербией, ни пятью странами-членами ЕС: Кипром, Словакией, Испанией, Грецией и Румынией. К северу, Словения стала первой бывшей югославской республикой, вступившей в ЕС в 2004 году.

Контрответ России

Нога на ускорителе украинского, молдавского и уже грузинского процессов стала целью критики за вероятность открытия опасного и несправедливого прецендента, особенно учитывая самые давние процессы. "Я не думаю, что это будет опасным или несправедливым прецендентом. Чрезвычайная атака России на европейскую страну после того, как она проявила ясное намерение более тесно интегрироваться в ЕС, требует сильного ответа от ЕС по чисто геополитическим причинам и для сохранения мира в Европе", - говорит Якоб Эберг, профессор европейского права в Университете Южной Дании. По мнению этого академика, расширение "чрезвычайно важно с политической точки зрения, как контрответ на очень агрессивное поведение России в отношении Западной Европы". Далее он добавляет: "Расширение на соседние страны России в определённом случае имеет экзистенциальное значение для проекта европейской интеграции и, следовательно, требует иного ответа в отличие от других случаев расширения."

Болгарский юрист Радосвета Василева, исследовательница в Университет Мидлсекса в Лондоне, несогласна. "Недавнее решение показывает, что геополитические соображения противоречат давно устоявшимся принципам и ценностям ЕС. И указывает на то, что процесс вступления превратился из политико-правового в чисто политический. ЕС низведён из союза ценностей до простого мирного проекта", - сожалеет она, добавляя, что "это решение посылает очень разочаровывающий сигнал Западным Балканам".

Единогласие: да или нет?

Большой преградой на решение недельной давности стала оппозиция венгерского премьер-министра, что вынудило Брюссель разморозить средства для Будапешта, поддавшись шантажу Виктора Орбана. Также это привело евроскетиков и евроэнтузиастов к сомнению по поводу того, имеет ли смысл, чтобы такие решения принимались единогласно - вдобавок ко всему, когда для того, чтобы восторжествовало единогласие, европейский диктат вынужден закрывать глаза на такие фундаментальные вопросы, как верховенство закона.

Василева вновь указывает на европейские институты. "Брюссель оказался в такой ситуации благодаря многолетнему умиротворению Орбана и игры в его игру. Ничто не заставляло их закрыть глаза на нарушения верховенства закона. Они давно могли задействовать второй пункт 7 статьи Договора Евросоюза против Венгрии. Главными проблемами являются непоследовательность и двойственность брюссельских критериев", - диагностирует юрист.

Эберг, в свою очередь, считает, что существуют "различные политические причины", чтобы засомневаться в требовании единогласия при вступлении в ЕС, поскольку оно "эффективно блокирует принятие решений" и вновь может быть использовано Орбаном "в последующих стадиях процесса для блокирования переговоров". Тем не менее, датский профессор напоминает, что для того, чтобы "отменить требование единогласия, потребуется изменить Договоры ЕС, что вряд ли будет принято Венгрией и другими более авторитарными странами".

Он добавляет, что вступление, "вероятно, является самым политически чувствительным решением, которое может принять ЕС", поскольку оно ведёт к существенным геополитическим и финансовым последствиям" для остальных стран-членов. Следовательно, отмена требования единогласия не только "совершенно нереалистична", но и "возможно, нежелательна".

Профессор права связывает, с другой стороны, высвобождение средств для Венгрии с Реальной политикой, в том смысле, что "вступление Украины посчиталось слишком важным" для того, чтобы его не начинать. Даже если Орбан сможет блокировать бюджет Союза и последующие переговоры о вступлении, высвобождение средств имеет "очень высокую цену для ЕС с точки зрения верховенства закона". В последнем анализе, продолжает Эберг, в конечном итоге это стало местью за "политический императив" начала переговоров о вступлении с Украиной, в которых, похоже, отдавался приоритет "строгому применению положения об условиях верховенства закона" в Венгрии.

Отсутствие импульса

В выводах Европейского совета говорится, что "будущим странам-членам и ЕС необходимо быть готовыми к моменту вступлению". Затем процессы реформ и расширения должны "начаться параллельно". Европейские выборы в июне должны отложить оба процесса.

"Теоретически, Договоры ЕС должны быть пересмотрены для реализации вступления", - подчёркивает Эберг. Однако сумма обстоятельств, такие как "слишком много требований единогласия, медленные процедуры в принятии решений, бюджетные ограничения" и опасение из-за "негативного влияния украинского сельскохозяйственного сектора, очень большого и конкурентноспособного, на производителей других стран-членов" требуют "более существенные реформы Договора". По мнению специалиста, краткосрочная реформа "нереальна ввиду отсутствия политического импульса между странами-членами и не будет завершена до 2030 года", предложенный год председателем Европейского совета для следующего раунда расширения.

Перевод тг-канала Новости Португалии