Политика
February 3

Правительство пыталось остановить кампанию, организованную IKEA

Правительство и Социалистическая партия (PS) пытались пресечь скандальную кампанию, организованную IKEA, которая наводнила улицы страны, а также соцсети, две недели назад. Рекламные щиты с текстом "Подходит для хранения книг. Или 75800 евро" - такое содержание, которое рекламное агентство Uzina создало для рекламы простой книжной полки белого цвета, продающейся в IKEA. Товар, тем временем, распродан. Рекламные щиты, размещённые IKEA, это отсылка к сумме, найденной PSP во время обысков в кабинете Витора Эшкарии, главы администрации Антониу Кошты и экс-советника Жозе Сократеша в ноябре в рамках операции "Влиятельный человек", которая привела к отставке премьер-министра и отставке правительства. Банкноты хранились в конвертах среди книг на книжной полке и в винной коробке в ящике. Антониу Кошта заверил, что не знал, что Витор Эшкария хранил 75800 евро в своём кабинете в Сан-Бенту, и заявил, что чувствует себя обманутым.

Источники, связанные с различными компаниями, участвующими в рекламе, утверждают, что "подверглись давлению", чтобы убрать рекламные щиты с улиц. JC Decaux, владеющая рекламными щитами, на которых размещалась реклама, была одна из них. Тем не менее, в компании посчитали, что создали бы новый скандал, если бы они кампанию отменили. "У нас было множество положительных заключений по результатам этой кампании", - утверждают источники этой французской компании. "Мы ничего не нарушили и соблюли кодекс о рекламе". То есть, конкретных оснований для расторжения контракта нет. Сюрпризом стал масштаб воздействия, которое оказала кампания. "Это был ажиотаж, который никто не ожидал", - заверил тот же источник. Это скандал, разделивший рекламный сектор и общество по поводу доходов бренда IKEA с использованием юмористического языка, намекающего на чувствительные темы в период предвыборной кампании. Вызвавший дискомфорт в правительственной партии. Те же официальные источники утверждают, что они не были жертвами "какого-либо давления". Однако журналу известно о наличии того факта, что с ними связывались социалистические руководители и палаты от PS, чтобы JC Decaux пересмотрела обязательства по поддержке кампании IKEA. Оценив "за и против" этого решения, в рекламной компании решили сохранить стратегию и договорённости с брендом. Поскольку это могло иметь ещё больший вероятный эффект увеличения противоречий и создания нового скандала.

Если можно было бы предугадать, что кампания, ссылающаяся на скандал с Витором Эшкарией, достигнет таких масштабов, этот же источник рассказал, что у него есть сомнения в том, какой вариант выбрала бы французская компания. "Я не могу оценить этот сценарий. Но правда в том, что не мы цель скандала, а бренд и агентство".

Дипломатические разговоры

Помимо JC Decaux, также сама IKEA подверглась давлению. Источники, вовлечённые в эту кампанию, поделились, что была установлена связь на дипломатическом уровне между МИДами Португалии и Швеции по поводу кампании IKEA. Дошло даже до раздражённых контактов со стороны шведского посольства в Португалии с португальской IKEA, как выяснил журнал. Не согласившись с информацией, шведская компания утверждает, что "кампания IKEA, организованная в соцсетях и на улицах, по продвижению наших самых низких цен соблюла все установленные сроки, начав и закончив в установленные даты. В течение этого период IKEA никаких контактов не получала со стороны какого-либо учреждения с требованием прекратить кампанию до предусмотренной даты". В том же смысле прокомментировало МИД, где отвергли какое-либо участие в деле. "При отсутствии государственной ситуации подобные контакты не устанавливаются", - сообщил официальный источник МИД.

Заигрывать с серьёзными вещами

Как выяснил журнал, рекламное агентство Uzina тоже попало под раздачу. Другие источники заверили, что создатель кампании, участвующий в нескольких баннерах, ссылающихся на политическую актуальность, упоминался социалистическими руководителями, ущемлёнными их содержанием.

Сузана Албукерке, креативный директор Uzina, снова подтвердила Expresso уже то, о чём IKEA сообщала журналу Nascer do SOL: "Нет никакого партийного намерения, нет никакой ассоциации с партией X или Y, совершенно нет никакого намерения восхвалять тот или иной партийный цвет.". И добавила, что кампания "является частью народной культуры момента или контекста, в котором живёт, что в этом случае является политическим контекстом". По поводу стратегии рекламных кампаний IKEA, она объяснила, что она сфокусирована на "юмористическом смысле: сообщение характеризуется "юмором, чем-то лёгким и игривым". И напомнила, что инструктаж, который они получили для этой кампании низких цен, "заключался в том, чтобы сообщить о новой волне низких цен на эту продукцию, они попросили нас сообщить об этом на рекламных щитах в шуточной форме в контексте общества". И это они сделали.

Скандал с IKEA оказался достаточной взрывным в соцсетях с указанием рекламодателей и имён, связанных с сектором, которые заняли позиции по достаточно горячему вопросу. Луиш Пайшау Мартинш, известных консультант по связям в PS и Антониу Кошты, даже вспомнил, что основатель IKEA входит в шведскую нацистскую партию, намекая на возможную связь рекламной кампании с целями крайне правых партий.

Также Национальная избирательная комиссия (CNE) получила несколько жалоб против кампании IKEA. Жалующиеся потребовали, чтобы CNE прокомментировала по поводу того, что они посчитали вмешательством в избирательный процесс. Пока не известны заключения из анализа, проведённого по этим жалобам, в котором CNE прокомментирует "совместимость свободы слова с предполагаемым вмешательством в избирательный процесс", как сообщалось на этой неделе.

Помимо прочих брендов, таких как Fnac, Staples, Gato Preto, Moviflor, SAPO, Revolut и Oscar, которые последовали примеру IKEA для продвижения различных товаров и своих марок в кампаниях, ставшими вирусными, с тем же юмористическим смыслом по поводу этой темы, этим же воспользовалась партия "Либеральная инициатива". Эта политическая партия распространила табличку с несколькими книжными полками шведского бренда с самыми последними скандалами, связанными с Мало де Абреу, экс-кандидатом Chega, который получил 75 тыс. евро в качестве надбавки за указание своего места жительства в Анголе, Мигела Албукерке касательно расследования на Мадейре и 75800 евро, найденных в кабинете Витора Эшкарии. До этого момента ни одна политическая партия не рискнула начать кампании такого же содержания. Этот девиз создала не какая-то политическая сила, а коммерческий бренд. И который вызвал значительный дискомфорт.

Перевод тг-канала Новости Португалии