Раненный Жоау Гедеш скоро вернётся из Украины
Он бросил работу энергоконсультанта в "Энергетических сетях Португалии" (EDP), чтобы присоединиться к Иностранному легиону Украины. Без малейшего военного опыта он пошёл на это будучи мотивированным новостями и отзывами друзей, помимо давней мечты стать военным. Уроженец Трофы, 31-летний Жоау Гедеш должен скоро вернуться в Португалию после тяжёлого ранения, прослужив 65 дней, оставшись единственным выжившим среди занимавших позиция в Луганской области.
Жоау Гедеш приехал на Украину в 2025 году после учебного периода, который он описывает как достаточно сложный, "с физподготовкой и долгими днями адаптации вдали от семьи", Жоау Гедеш сумел смело пройти специальную подготовку, прежде чем отправиться на фронт.
После двух заданий в Харькове он отправился с подразделением под Грековку и Маковку, считавшимися стратегическими позициями особой сложности. Жоау описывает свою борьбу: "Моя позиция была окружена. 300 метров слева и справа находились российские позиции, в километре от линии российского спецназа. На таком расстоянии предстояло осуществлять наступления", - рассказывает он.
Сложность задач привела к серьёзным физическим ранениям. Из-за взрывов, ударов дронов и артиллерии и даже эпизодов уничтоженных бронемашин, где он чуть не погиб, Жоау провёл несколько дней один под постоянной угрозой.
Первое ранение он получил на 40-й день службы, во время удара погибло много его сослуживцев. Затем последовали "четыре дня постоянных ударов FPT-дронов, которыми пытались уничтожить блиндаж". "Мне пришлось забаррикадироваться в одном из них, потому что дроны останавливали на выходе в ожидании, что кто-то попытается выйти. Единственным вариантом был забаррикадировать всё и закопаться. Мы уже работали в этом тоннеле с первого дня. Я там жил, когда разбили блиндаж", - рассказывает он.
В этот момент я потерял видимость справа из-за взрыва. Я потерял сознание, а когда очнулся "всё вокруг горело". "Мне оставалось только сбежать в тоннель и начать закладывать мешками с песком вход, чтобы огонь не перекинулся внутрь. Но это не помогло и мне пришлось сбежать на другую позицию".
Я там пробыл два дня пока меня снова не обнаружили. Эта атака стала настоящей жизненной проверкой. Первый FPV-дрон "разрушил потолок" позиции, а затем "Мавик" ждал, чтобы сбросить гранату", которая взорвалась в метре от Жоау Гедеша.
"У меня лопнули барабанные перепонки и травмировало позвоночник. Меня оглушило и засыпало землёй, но меня спас украинец. Я помню, как очнулся из-за нехватки воздуха и увидел сослуживца, который меня откапывал", - рассказал он.
23 декабря его успешно эвакуировали во время операции, начавшейся в 5:30 и завершившейся в 16:00. Он пробыл в больнице до 24 января, чтобы безопасно вернуться домой.
Из-за тяжёлых травм, не позволяющих продолжать воевать, Жоау Гедеш должен скоро вернуться в Португалию, хотя его и повысили до сержанта. "Мне нравится выполнять задачи, обучать - не моё", - подчёркивает он.
Несмотря на трудности, война принесла ему также чувство личного достижения. "Я спасал, наступал, успешно защищал. Моя задача успешно выполнена", - заверил он. Он признаёт, однако, что война исключительно технологичная и кровавая: "Россия однозначно преуспевает, но цена жизни и техники очень высокая". В технологичной войне 70% смертей из-за дронов, уточнил он.
Жоау описывает также психологическую жестокость конфликта, но, говорит, что ментально он подготовлен. "Потерять друзей очень больно, но перед поездкой на Украину я начал просматривать видео с фронта, поэтому уже знал, что могло произойти".
Если бы Украина получила больше живой силы, то смогла бы изменить войну
О более широком взгляде на войну Жоау предупреждает о высокой цене российской оккупации и необходимости дополнительной помощи Украине: "Нам нужно больше помощи. Больше оружия и солдат. Если бы Украина получила больше живой силы, то смогла изменить войну. Мы на своей коже чувствуем её нехватку из-за длительного выполнения задач и раненых, которых не могут эвакуировать из-за нехватки средств. Меня самого эвакуировали на 40-й день, но солдаты, шедшие меня эвакуировать, погибли по пути, затем всё ухудшилось из-за погодных условий и также нехватки людей. Не было связи и дроны всегда летали, не было возможности до меня добраться. Мне пришлось держаться и защищать позицию", - вспоминает он.
Хотя о нём уже упоминали в национальных СМИ (26 декабря CNN Portugal сообщал о его ранении - ред.), с Жоау Гедешем правительство не связывалось, он надеется, что сможет помочь стране, передав полученный опыт другим солдатам. "Мне очень нравилось, что я делал. Я думаю, что очень важно португальской армии получить опыт за счёт этой войны и подготовить наших солдат для будущей войны, потому что никогда не знаешь. Вся Европа готовится к вооружённому конфликту с Россией, и, если быть честным, если Украина падёт, то мы вступим в конфликт", - считает он.
Он критикует европейскую позицию из-за недостаточного участия, но сохраняет уверенность в том, что Украина выстоит: "Когда ресурсы исчерпаются, начнётся контрнаступление, а оно точно начнётся. Украина будет сражаться на всей территории до последнего украинца, потому что есть чувство мести у всего народа".
Жоау Гедеш верит, что "в данный момент Россия начала экономически ощущать тяжесть войны, а потери астрономические". "Мы видим, что более 50% российского нефтепроизводства уничтожено или серьёзно повреждено. Много русских сдаются или умирают от холода и голода. Есть сообщения о каннибализме и суициде. Фронт рушится".
Несмотря на захваченную территорию, Россия несёт гигантские потери. Жозе рассказывает, что ради занятия одной позиции потери составляют 200 человек. Говорит, что видел это своими глазами.
В Луганске "на стороне России воюет множество плохо обученных и экипированных африканцев". "Часто они наступают на наши позиции уже в состоянии переохлаждения и слабости, без еды. Я даже воевал с солдатами, вооружёнными автоматом и двумя магазинами. Другие были вооружены гранатами, чтобы использовать их для взрыва внутри блиндажей или окопов, чтобы нас убить, а соседнее подразделение сумело их обезвредить", - рассказывает он.
Теперь войну охватывают морозы и дожди, которые продляться до лета, но Жоау верит, что украинцы никогда не сдадут территории. "Я не знаком ни с одним украинцем, который заявил бы, что сдал бы страну России. Все хотят завершения войны, но они против сдачи территорий, даже те, кто не воюет, потому что их родственники либо служат, либо уже кого-то потеряли на войне".
Поэтому мирное соглашение, продвигаемое США, по мнению Жоау, "наихудшее". "Сдача территорий только ознаменует победу России, и вопрос времени, когда она снова нападёт. Это лишь даст им время на восстановление и подготовку с следующему наступлению. Пять лет - и наступят проблемы похуже", - предвидит он.
Жоау Гедеш вернётся в Португалию, чтобы начать новый этап после опыта, который он сам описывает как "фронт, где побеждает тот, у кого больше желание выжить".
Перевод тг-канала Новости Португалии