Так есть или нет?
Неизбежным следствием участия в публичных дебатах иногда являются прогнозы. Любой прогноз является вероятностью: может произойти то, что прогнозировалось, но с дополнительной вероятностью также может произойти обратное. Точно так же, как маловероятно, но далеко не невозможно, выбросить шестерку при трёх последовательных бросках игральной кости, одинаково сложно оценить мудрость, оказавшись правым в одном предсказании или промахнувшись в другом. Тем не менее, остановиться и оценить прошлые прогнозы - это хорошее проявление смирения. Особенно когда они контрастируют с точками зрения, что может быть полезным для получения опыта.
В последние два года я много писал об инфляции. В июле я побывал на телевизионной передаче "Есть или нет?" с моим коллегой из Expresso Франсишку Лоусой и другими экономистами. Тогда я похвалил действия Европейского центробанка (BCE) за исправление ошибки 2021 и начала 2022 годов и скорое повышение процентных ставок для контроля инфляции. Я предвидел, что он продолжит это делать до того, пока процентные ставки по депозитам ВСЕ не достигнут 4%. Я оптимистично говорил о том, что инфляция с этого момента продолжит устойчиво замедляться. На передаче обсуждались зарплаты, и я отметил, что падение покупательской способности рабочих в 2022 году является одной из обычных издержек инфляционной вспышки. Потому что цены корректируются быстрее, чем зарплаты; когда инфляция резко растёт, то теряют рабочие, а прибыль компаний увеличивается. Так произошло в 2022 году. Тем не менее, также является обычным (но далеко не экономическим законом) то, что зарплаты затем восстанавливают утраченные позиции. Поэтому я предвидел, что в 2023 и 2024 годах зарплаты вырастут значительно выше инфляции.
Лоуса возразил (и справедливо), что это сценарий "страны чудес". Наоборот, по его мнению, рабочие потеряли и продолжат терять. Инфляционный рост не связан с действиями денежно-кредитной политикой 2021 года, а с жадностью компаний, которые гнались за прибылью. Способом снижения инфляции было не повышение процентных ставок, а прежде всего сразиться с властью крупных компаний. Кстати, сама Кристин Лагард указывала на повышение прибыли в 2022 году, когда обсуждала инфляцию.
Теперь у нас есть данные о зарплатах до сентября, ценах до декабря и процентных ставках до сегодняшнего дня, и мы можем сравнить эти оценки и прогнозы. Между третьими кварталами 2022 и 2023 годов зарплаты рабочих увеличились на 5,9%. Сегодняшние данные показывают, что тогда, когда мы вели эти дебаты, зарплаты росли 7% в год. После падения заработных плат по отношению к ценам в 2022 году, с начала 2023 года зарплаты растут темпами, превышающими инфляцию. В сентябре они выросли ещё на 2,4%. На счёт инфляции, через несколько месяцев после того, как ВСЕ повысил процентные ставки, она начала замедляться. В декабре уровень инфляции составлял 1,9%, когда через год уже достиг 9,8%. Процентные ставки повысились до 4%, как я предвидел, а Лагард никогда больше не упоминала о прибыли, которая сегодня падает.
За год до этого, в августе 2022 года, я писал об экономических санкциях, которые Европа и США ввели против России. Я указывал на ожидаемую гекатомбу в российской экономике в 2022 году. Падение импорта России не только из Европы, но и из Китая, Индии и Японии, сохранило её торговый баланс, но русские потребляли меньше и жили хуже без доступа к западным товарам. Я пришёл к выводу: "Санкции работают."
В марте 2023 года я снова написал об этой теме. Хотя Европа сократила нефтегазовый импорт из России, повышение цен привело к тому, что доходы русских увеличились. Я написал: "При такой перспективе санкции в 2022 году провалились." Тогда изменилась тактика. Год назад новая санкционная политика в отношении российской нефти привела к введению потолка цен на нефть в размере 60 долларов. Со стороны энергетики, санкции работали лучше в 2023 году, но они далеки от того, чтобы задушить способность Путина вести его войну.
Тем не менее, кроме энергетики, данные показывают, что эмбарго на продажу западной продукции России работает хуже. С момента вторжения Путина на Украину экспорт Германии в Киргизию увеличился... на 1100%. Из Польши в Киргизию рост импорта в два раза больше, 2200%. Официально, мы ничего не продаём русским, но, по необыкновенному совпадению, у киргизов резко появился огромный аппетит к BMW и загадочная способность за них платить.
Санкции провалились, потому что Путину слишком легко использовать вассальные страны, находящиеся под его контролем, чтобы их обходить. Санкции, в первую очередь, подорвало не только отсутствие сотрудничества со стороны Индии или Китая. А нам, европейцам, не хватило смелости и твёрдости их навязать, предпочитая закрыть глаза на манёвры, которые наши и российские компании использовали, чтобы продолжить продавать и покупать.
Будь то успех или неудача, важные уроки не являются результатом. Это не то, что является правильным или ошибочным. Прежде всего, мы узнали об экономических механизмах, ответственных за то, что происходит с заработной платой и ценами, торговлей и санкциями.
Автор: экономист Рикарду Рейш
Перевод тг-канала Новости Португалии