Общество
September 5

Жёны джихадистов по пути в Португалию 

Португальское правительство готовится к приезду в Португалию группы жён и детей португальских террористов, входивших в Исламское государство, находящиеся в лагере в Сирии. Репатриация обсуждается ограниченной группой, в которую входят руководители министерства иностранных дел, Информационной системы Португальской республики (SIRP), Системы внутренней безопасности (SSI) и Уголовной полиции (PJ). Главное опасение властей заключается в возвращении детей, которые могут иметь право на португальское гражданство.

Как стало известно от нескольких источников, близких к национальным службам безопасности, было проведено, по меньшей мере, две встречи в МИДе по обмену позиций и выяснению, какие женщины и дети могут приехать в Португалию: одна встреча состоялась в июле, другая - 8 августа. Также готовится опросник, который будет передан им через курдские формирования, контролирующие лагерь на севере Сирии. Процесс централизован в МИДе, который работает с необходимыми контактами. Эта ограниченная группа также устанавливает все средства и организации, которые нужно привлечь для этой операции по репатриации: кроме транспорта, потребуются врачи, психологи, социальные ассистенты, переводчики, а также группа наблюдения для сопровождения в Португалию. О выводах группы сообщат позже правительству для принятия финального решения о репатриации. Пока могут быть репатриированы, по меньшей мере, четыре женщины и восемь детей.

Журнал связался с руководителями всех участвующих учреждений - МИД, SSI, SIRP и PJ - чтобы понять перспективы позиции о репатриации женщин и детей так называемых португальских джихадистов, которые входили в террористическую группу ИГ, и могут иметь право на португальское гражданство, а также разъяснить полное количество женщин и детей, которых изучают, но не получил ответа до закрытия редакции. Исключением стал кабинет генсека SIRP Грасы Миры Гомеш, который рассказал, что, "по указанию сверху, никаких ответов по емэйл не будет". Журнал также обратился в кабинет Луиша Монтенегру по поводу позиции текущего правительства по этому вопросу, но тоже не получил какого-либо ответа до закрытия редакции.

Судебная вилка

Официальная позиция предыдущего правительства, возглавлявшего Антониу Коштой, и публично объявленная экс-министром иностранных дел Аугушту Сантушем Силвой, заключалась в том, что Португалия готова на репатриацию несовершеннолетних португальцев, находящихся в лагере в Сирии, но не жён португальских джихадистов, которые считаются угрозой внутренней безопасности. Однако не было какого-либо мнения о женщинах, разделённых от своих детей.

В последнем Ежегодном отчёте о внутренней безопасности (RASI) указывалось, что положение этих женщин и детей остаётся "источником опасения и, поэтому, постоянно отслеживается". "Текущая угроза возвращения европейских иностранных боевиков, в том числе жён, которые находятся в лагерях беженцев в сирийско-иракском регионе и поддерживают соответствующую связь с португальскими гражданами, остаётся высокой в результате их предыдущей деятельности и их вероятной идеологической приверженности джихадистской идеологии, в частности, затрагивающей террористическую организацию "Исламское государство", - говорится в документе.

Вопрос усложняется тем, что, как известно, в Центральном департаменте расследования и уголовного реагирования (DCIAP) ведётся уголовное дело, целью которого являются жёны португальских террористов ИГ, которые оказывали помощь как для поездки в Сирию, так и во время боевых действий на территории, контролируемой террористической группировкой. Вернувшись в Португалию, вероятно, их задержат и допросят так же, как это происходит в других европейских странах, которые репатриируют своих граждан. Журнал обратился также в Генеральному прокурору республики Лусилии Гагу, чтобы выяснить, предупреждена ли прокуратура о возможном возращении женщин и детей, и о мерах, которые будут приняты по их прибытию, но не получил ответа. Однако, как удалось выяснить, генпрокуратура республики была поставлена в известность совсем недавно.

Кто эти жёны?

После начала Арабской весны Сирия стала пунктом назначения для тысяч европейцев, привлечённых джихадистской идеологией, ищущих приключения или возможность присоединиться к исламским радикалам. Среди молодых людей, привлечённых джихадистской пропагандой, был ряд португальцев, которые в конечном итоге примкнули к самопровозглашённому ИГ. Некоторые из них ездили в Сирию с жёнами и детьми, родившимися в Португалии и Европе в 2013 году. У всех были дети в Сирии.

В связи с разгромом террористической группировки в начале 2019 года и ликвидацией португальских джихадистов их жёны и дети были задержаны в лагерях в Сирии, подконтрольной курдским формированиям. Некоторые, как в случае португалки Анжелы Баррету, сумели ускользнуть в Европу, где были арестованы и осуждены. Другие находятся более пяти лет на ничейной территории.

Однако в последние годы увеличивается давление, чтобы европейские страны репатриировали своих граждан. "США сильно давят, потому что курды не смогут больше удерживать фронт. И важно, чтобы государства приняли своих граждан со всеми вытекающими последствиями", - рассказывает высокопоставленный руководитель, следящий за делом.

Как выяснилось, по меньше мере статус четырёх женщин изучается властями. Речь идёт о Вании Лопеш Шериф, Катарине Алмейде, Рееме Икбал и Фатуме Маженгу. Первая - уроженка Португалии, которая отправилась в Сирию в 2015 году вместе с мужем и несовершеннолетним сыном. Согласно иску о защите прав, свобод и гарантий, поданному матерью Вании в Административный суд Лиссабона, у португалки в Сирии родилась вторая дочь, и с 2018 года она проживает в лагере Рой "в бесчеловечных и унижающих достоинство условиях". Иск, поданный Делфиной Лопеш, требует немедленной репатриации дочери. МИД возразил и суд согласился - но лишь потому, что Делфина не имела права подавать иск: только Ваниа пожет это делать.

В том же лагере находится Катарина Алмейда, португалка, переехавшая в Сирию, чтобы забрать сына. В связи с его смертью женщина начала заботиться о внуке. Она всё ещё находится в лагере Рой.

Другие две женщины могут быть репатриированы не потому что у них нет португальского гражданства, а потому что их дети имеют на него право. Речь идёт о Фатуме Маженгу, гражданке Танзании, которая вышла замуж за португальца Эдгара Родригеша да Кошту в 2012 году и которая 25 июня 2013 года родила совместного сына в фрегезии Вентейра в Амадоре. Они назвали его Закария. Трое отправились в Сирию в октябре того же года и там родили ещё двоих детей: Мария и Жоау. Четвёртая женщина, ситуация которой изучается, - это Реема Икбал, британка, вышедшая замуж за Селзу Родригеша да Кошту, у которого британское правительство отозвало гражданство. 23 февраля 2013 года Реема родила в Лондоне первого сына Ибрагима, и в июне того же года трое улетели в Сирию, где родился ещё один сын Муса.

Понятно, что на операцию наложен гриф секретности не потому что тема чувствительна, а также в связи с вопросами безопасности. "Необходимо передать проездные документы им и их детям, отправить самолёт, который их привезёт в Португалию, а затем сопроводить, особенно детей", - рассказал источник, следящий за процессом. "Эти дети всю жизнь провели в той реальности. Необходимо понять, как они, и обеспечить всю работу по дерадикализации, что может длиться годами", - заключает он.

Братья-радикалы

В ноябре 2014 года братья Селзу и Эдгар Родригеш да Кошта (на фото) появились на пропагандистском видео ИГ. Двое находились в Сирии около года и были убиты через некоторое время. Некоторые из их нескольких жён в конечном итоге выжили и могут теперь быть репатриированы.

Перевод тг-канала Новости Португалии